Загрузка...

Изделия из лака

Лак является одним из древнейших производств Китая: фрагменты изделий с лаковой поверхностью обнаружены среди неолитических археологических материалов. Свыше 2 тысяч лет назад китайские мастера уже умели использовать смолу, получаемую от лакового дерева, для изготовления различных предметов домашнего обихода, таких, как блюда, пиалы, шкатулки, ширмы, цветочные вазы.

В захоронениях, обнаруженных в 1956 году в городе Чанша, относящихся к эпохе Сражающихся царств (403-221 гг. до н.э.), найдено много лаковых изделий: подносы, вазы для фруктов, столики на низеньких ножках, туалетные шкатулки, щиты с лакированными ручками.

Лак получают из сока китайской разновидности деревьев семейства анакардиевых (сумак). Эти деревья растут в горах на высоте от 900 до 2000 м над уровнем моря и на территории большей части Китая. Тем не менее в древности лаковое производство развивалось преимущественно на Юге, в первую очередь в царстве Чу.

Технология приготовления лака включает в себя сбор сока "лакового дерева" (он происходит почти точно так же, как сбор каучука), его обработку и добавление минеральных красителей: киновари, кальция, марганца, железа, мышьяка (для желто-золотистого цвета).

Лак обладает уникальными свойствами: покрытые им изделия долговечны, тверды, прочны, не боятся кислот и щелочей, выдерживают температуру до 200-250 градусов и водонепроницаемы. Лак может наноситься на металлическую, деревянную, шелковую и бумажную основу.

По технологии производства и особенностям декорировки лак подразделяется на три главных разновидности: расписной, резной и инкрустированный.

Среди локальных лаковых промыслов наибольшим своеобразием отличаются лаки провинции Сычуань. Один из них - так называемый "сухой лак": деревянный каркас обертывается шелковой или дерюжной тканью, каждый ее слой промачивается лаком. Ткань моделируют, получая скульптурное изображение. Когда скульптура готова, она покрывается лаковым покрытием бронзового цвета. Такая техника позволяет создавать изображения более 2 м высотой. Она широко используется в буддийском культовом изобразительном искусстве.