Загрузка...

Новости магазина "Синий Феникс"

Добавлено: 30/06/2020 Резные печати для художников: пятое сокровище

История китайских печатей насчитывает более двух тысячелетий. Наряду с живописью, каллиграфией и поэзией, резная печать традиционно считается одним из четырёх уникальных китайских искусств, составляющих культурное наследие Китая. Как и в других странах, печати в Китае использовались как официальными лицами или институтами, так и частными лицами.

Заготовки для печатей и готовая печать "Небеса и земля необъятны и вечны", а также киноварная паста в ассортименте магазина "Синий Феникс".

С самого начала определилась квадратная призматическая форма с рукояткой на оборотной стороне. Первоначальный размер квадрата (3х3 см) в дальнейшем обнаружил тенденцию к  неуклонному увеличению. В правление Хань (206—220 гг. до н. э.) печати обычно содержали четыре иероглифа, указывая имя или звание её владельца. Впоследствии содержание надписи расширилось, что, конечно, способствовало увеличению размера квадрата. Выпуклая надпись при династиях Чжоу (1122—249 гг. до н. э) и Цинь (221—206 гг. до н. э.) выполнялась почерком гувэнь, а, начиная с династии Хань — почерком чжуань.

Копия работы Ван Сичжи "Середина осени" с печатями владельцев.

Стандартные заготовки под печати для каллиграфии — квадратные, как уже говорилось. Но бывают и прямоугольные в сечении. Такие печати хорошо сочетаются с вертикальными длинными надписями. Также бывают печати из природных негранёных камней, на которых делается плоской только одна поверхность для иероглифов. Края печати при этом получаются природной формы, уникальной для каждого экземпляра. Такие резные печати легко узнаются.

Начиная с Эпохи Сражающихся Царств (475—221 вв.до н. э.) печать стала непременным атрибутом назначения императором или князем какого-либо чиновника на какой-либо пост. Печать стала олицетворением социального статуса и власти. Частные лица использовали печати для заверения, подписи, утверждения письменных документов, или просто как символ удачи и финансового благополучия, то есть чем искуснее была выгравирована печать и чем дороже был материал, из которого она была изготовлена, тем богаче считался её владелец.

Копия шедевра каллиграфа Ван Сичжи "Предисловие к Павильону орхидей" с печатями владельцев. В 2010 году одна из ранних копий была продана на аукционе за 46,4 млн. долларов. Павильон орхидей сохранился до наших дней, является местом паломничества каллиграфов со всего мира и просто любителей хорошего вина.

В качестве охранительной отметки на древних свитках художники стали пользоваться ими приблизительно с VIII века, а примерно с X века – ставить на собственных произведениях. Однако ещё долго, вплоть до XV века, художник лишь рисовал иероглифы для печати, а резал их ремесленник. Дело в том, что в ту эпоху использовали довольно твёрдые материалы – золото, серебро, медь, рог, слоновую кость – и работа поэтому требовала особого мастерства. А с середины XV века, когда стали использовать мягкие породы, например, пирофиллит, агальматолит и стеатит, гравировка камня уже не представляла такой трудности, и многие художники каллиграфы начали теперь сами и рисовать, и резать печати.

В XVII веке это искусство достигает необычайного подъёма. Гравировка в стиле чжуань получила признание как особый вид искусства, и постепенно печать превратилась в важную и неотъемлемую часть любого произведения живописи.

Крупнейшими мастерами резной каллиграфии конца XIX – начала XX века, давшими мощный импульс развитию жанра "свободных печатей", были У Чаншо (1844–1927) и Ци Байши (1863–1957). За свою долгую жизнь мастер Ци вырезал около 3000 печатей, которые отличаются своеобразием стиля и свободой в композиции оттисков.

Картина Ци Байши с личной печатью.

Резка печатей входит и в курс каллиграфии. Ведь печать — это часть графического произведения, потому логично, что она должна быть сделана своими руками. Для тренировки современные начинающие резчики используют ластик — по нему резать довольно легко. Далее переходят на недорогой мягкий камень. А потом уже можно использовать более твёрдые и дорогие породы.

Для изготовления печати достаточно обыкновенного резца и куска камня, хотя так же можно использовать много разных материалов, начиная с дорогого золота, серебра, яшмы, слоновой кости, агата и янтаря и кончая дешёвыми породами дерева и бамбука. Однако современные резчики используют в основном камень — главным образом, пирофиллит, называемый также «мыльным камнем», и агальматолит (т.н. шоушаньский камень).

Картины китайских художников представляют собой многоплановое живописные произведения, соединяющие живопись, каллиграфию (в виде наносимых в плоскость картины надписей) и литературу (чаще всего поэзию), составляющую содержание каллиграфической надписи.

Помимо именных печатей – фамилии, имени или псевдонима художника или коллекционера, а также названия их кабинетов-студий, с середины XIX века большое распространение получает наиболее интересный и своеобразный тип так называемых "свободных" печатей. Произвольно располагаемые по плоскости картины, такие печати содержат стихотворные строки, афористические высказывания, те или иные сентенции, отражающие мысли и интересы автора. Они усиливают насыщенность художественного языка произведения, привносят в него интимное, доверительное авторское начало, интонируют, порою очень активно, его своеобразный строй.

Мастера каллиграфии особенно любят создавать "свободные" печати. Последние носят на себе не личное имя, а выражения или даже целые предложения, в которых резчик находит глубокий смысл. Часто их оттиски добавляют к произведениям каллиграфии или живописи, а иногда такие печати делают специально для коллекционеров.

Обязательными компонентами композиции любого, а тем более многопланового произведения живописи являются наносимые киноварной пастой печати, завершающие или открывающие каллиграфическую надпись, а также вносимые в ту или иную часть картины в целях достижения баланса, постановки акцента и усиления декоративного эффекта.

Гораздо более изощрённая, нежели чисто деловая печать с именем её владельца, печать художественная представляет высшее достижение китайской учёности и художественного мастерства. В большинстве случаев художник выступает одновременно как автор текста, каллиграф и резчик печати, тем самым расширяя поле своего творческого самовыражения.

"Свободные" печати особенно требуют какой-нибудь изящной фразы, так что их создатели должны в совершенстве знать литературу. Затем они должны выбрать наиболее уместный каллиграфический стиль и отлично им владеть, что значит: они должны быть первоклассными каллиграфами. Они должны также уметь расположить иероглифы на ограниченном пространстве печати так, чтобы создать гармонический дизайн. Хотя стиль письма строго регламентируется, резчик может варьировать длину, расположение и толщину отдельных черт, чтобы придать надписи изысканность. Кроме того, от резчика требуется немалое мастерство, чтобы точно рассчитать нужный наклон и нажим.

Печати делятся на две разновидности – выполненные в рельефе, когда оттиск дает красную надпись по белому фону, и исполненные в контррельефе с белой каллиграфией по красному фону. Первые, отождествляющиеся с активностью красного цвета, называются "мужскими, активными (ян)", вторые, с "пассивным" белым цветом, – "женскими, пассивными (инь)".

В магазине "Синий Феникс" можно купить и заказать различные художественные печати с известными изречениями и поэтическими строками, а также приобрести всё необходимое, чтобы изготовить их самостоятельно: заготовки, инструменты и станки для резьбы, а также киноварную пасту.